Субъектная интуиция
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Целостность внутренней ситуации — принцип существования этого типа ИМ. Если для Гамлета это творческая функция, он может входить в образ и выходить из него, то Бальзак может становиться кем-то, превращаться. Теряя себя, он остается самим собой.
читать дальшеЭто качество постоянно проявляется в его общении с другими людьми. Точный резонанс с настроением, состоянием другого является природной способностью людей этого типа. Бальзак в общении с вами будет в точности таким, каким вы хотите, чтобы он был.
Это человек, который сам все про себя знает: "Не надо мне про меня объяснять". Я действительно не люблю, когда находится какой-нибудь умник и начинает мне же рассказывать про меня. Часто люди этого типа говорят: "Соционика мне не нужна. Она мне ничего не дает. Я это все знаю и могу сам. Для моей практической деятельности, взаимодействия с людьми и социумом это не нужно". И в каком-то смысле так оно и есть: этот человек, пожалуй, более других осознает свое внутреннее состояние и состояние другого. Направленность на субъект выражена у Бальзака, пожалуй, даже в большей степени, чем у остальных интровертов.
Бальзак, наверное, один из наиболее интуитивных, наиболее растянутых во времени типов.
Сенсорик — это человек, условно говоря, сжатый во времени, живущий по принципу "здесь и сейчас". Интуитивный тип ИМ больше в прошлом и будущем, в воспоминаниях, в потенциальных возможностях. Даже чисто физические ощущения от сенсорика и интуитивного, когда кто-то из них входит в комнату, совершенно разные. Сенсорик заходит в комнату и сразу заполняет ее. Кажется, что его сразу очень много. Когда заходит интуитивный, его мало, почти не видно. Можно сказать, что энергетически он почти не ощущается. Мэбэль))))
Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”.
Принцип “Cogito ergo sum” (“Мыслю, следовательно, существую”) в действительности подходит, пожалуй, только для двух типов, у которых субъектная логика на первой функции (Максим и Робеспьер). Для других принцип существования может быть другим: “Меня любят, значит, я существую”, “Я здоров, значит, я существую”, “Чувствую, значит, существую”, “В мире есть порядок, значит, я существую”, “Действую, значит, существую” — принцип существования у каждого типа свой.
Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.
Если эта функция подвергается “атаке” (например, под сомнение ставятся основные ценности), то человек демонстрирует агрессивное поведение, так как именно здесь располагается критерий, по которому он определяет: “Я существую или не существую?”
Как правило, обратную связь, идущую на языке первой функции, человек игнорирует. Поэтому, сталкиваясь с ситуацией, когда необходимо что-то поменять на уровне организации, он постарается сделать все, чтобы ничего там не трогать или изменить как можно меньше. Всякое воздействие на уровень организации воспринимается как нападение на принцип существования, как попытка разрушить МЕНЯ.
Все нуждаются в плюсах на первую функцию. Это не так сложно сделать: “Мы ничего не разрушаем, все в порядке”. Так вот, для того чтобы грамотно провести внушение по четвертой функции, надо обязательно выдать одновременно плюс на первую функцию. Внушение при этом будет гораздо эффективнее.
Объектная интуиция
Целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура.
Игнорирование целостности внешней ситуации. Люди этого типа временами бывают удивительно равнодушны к внешнему ходу событий, пренебрегают обстоятельствами и распорядком. Иногда бываю злостно-равнодушным, так бы я сказал.) Воспринимая заданность внешней ситуации как нечто неизбежное, они иногда совершенно пренебрегают информацией о возможности неблагоприятного развития событий. В особенности, если это касается только их лично. Несмотря на свою полную информированность, Бальзак зачастую оставляет ситуацию в том виде, в каком она есть, не предпринимая даже элементарных шагов для ее исправления. У него совершенно нет на это энергии, вопреки какому бы то ни было здравому смыслу. Изменить ситуацию, как правило, может только мощный импульс извне. Срабатывает фатализм - если уж суждено, стоит ли ворочать горы?
Зона игнорирования. Здесь человек проявляет неуверенность. Это часть реальности, которую человек не воспринимает, не замечает, что, конечно, существенно ограничивает его психологическое пространство. Если что-то из этой области проявляется в его жизни, оно может восприниматься как объективное зло. Для каждого типа есть некая часть реальности, которую он игнорирует, как бы не допускает в свое сознание. В норме — просто не замечает.
Объектная логика
Логика объективного мира — объективные обстоятельства, факты. Методики, статистика. Реальная связь событий. Законы, политический строй в государстве, штамп в паспорте, правила уличного движения, цены, площадь дачного участка, моя территория, чертеж какого-то агрегата.
Это человек, который хорошо знает, какие порядки и законы сейчас действуют. Габен в этом месте что-то рационализирует, улучшает, а Бальзак, как правило, критикует глупость существующей системы. Одоооо! xD Хлебом не корми, дай поржать.
У Бальзака вообще энергии меньше, чем у других типов, особенно социальной, но зато он прекрасно знает всякие подводные камни социальных течений. А поскольку это функция творческая, он знает, как и какие законы обойти, какую стенку стоит пробивать, а какую — нет, какие возможны затруднения после того, как мы произведем такие-то и такие-то действия. Это человек, который может стать идеальным советником для Наполеона. Избыток энергии у Наполеона приводит к тому, что его активность проявляется как бы во все стороны. При этом его обязательно надо направлять: не эту стенку пробивать, а вон ту. Если Наполеон не имеет программы действий, он становится агрессивным. Он начинает нападать на своих сотрудников и близких. И это не потому, что он злой, просто он не знает, что в данный момент делать. Ему нужно получать программу действия от Бальзака или еще от кого-то с таким же дедуктивным синтетическим мышлением. Бальзак хорошо понимает законы, логику объективного мира, он знает, как устроен и как управляется этот мир, и в силу специфики своего типа может изучать самые глобальные вещи.
Какова была идея жизни у самого Оноре де Бальзака? Он написал 98 романов и новелл, вошедших в огромную структуру под названием "Человеческая комедия". Писатель создал целый мир, в котором действуют более двух тысяч персонажей. Он смог представить в целом логику жизни общества своего времени. В его романах много места занимают описания различных вещей. Бальзак не дает объяснений, он дает картину так, чтобы можно было увидеть все слои общества в единой структуре — объемно, целостно. Вот не знаю, что тут можно сказать о моем творчестве. Одно ясно, я Бальзак, но не Оноре)))
Это область, где человек проявляет себя как функциональная система. Вторую функцию еще называют зоной риска в том смысле, что здесь человек может рисковать, т. е. имеет достаточно широкие пределы реализации. Возможен физический или интеллектуальный риск, а также риск, связанный с внутренним состоянием и т. д. У каждого типа своя зона риска.
Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне “острые” решения.
Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.
Субъектная логика
Это моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Это то, чему меня научили, моя картина мира, мое мировоззрение. Это мое образование, т. е. система моих образов, моя школа.
Объяснять не его стихия. Бальзак должен знать, как есть "на самом деле". Люблю объяснять, только если мне совсем хорошо и комфортно, либо предпочитаю отмахнуться дежурной фразой "Да вы ж все равно нихера не поймете." Для объяснений пользуется стандартными методами. Однако, если не понимает логики каких-то стандартных методов, может попасть в интеллектуальный ступор, например при сдаче экзаменов. Все еще помню про сиськи, жопу и центр тяжести xD Так происходит, если он не может объяснительную систему привязать к какой-то известной ему реальности.
Здесь человек проявляется консервативно, не творчески, здесь существуют само собой разумеющиеся нормы, шаблоны, которых он придерживается. Это требует от него определенных усилий, и его раздражает поведение тех, кто эти нормы нарушает.
Субъектная этика
Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то — не люблю, нравится — не нравится. Мои эмоции.
Область проблем — мое отношение к другим людям: люблю — не люблю, нравится — не нравится. Принцип самооценки: любовь к кому-либо есть повод для хорошего отношения к себе, т. е. если я кого-то люблю, то я хороший человек. Поэтому защита по третьей функции у Бальзака — это отодвигание объекта, уход в область абстракции. Пусть объект отношений будет где-то там далеко, где-нибудь в экспедиции, заграничной командировке. Его тогда проще любить, потому что он идеален, идеальный образ любить всегда проще. Реальный человек идеальными свойствами не обладает, а потому частенько раздражает. Если я раздражаюсь, значит, не люблю. А если не люблю, значит, я плохой. Иногда в качестве объекта отношений выступает кошка, собака или другое домашнее животное. Их любить гораздо безопаснее для третьей функции. В отношениях с людьми Бальзак очень осторожен. Если предположить, что Пенелопа была этого типа, то, ожидая возвращения своего любимого из дальних странствий, она получала сильное плюс-подкрепление по третьей функции.
Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно.
Человек подсознательно организует, провоцирует свое поведение таким образом, чтобы в этом месте, месте самооценки, было постоянно обеспечено плюс-подкрепление. Положительная самооценка — колоссальный источник энергии для личности. Когда человек оценивает себя “я — хороший”, у него появляется воодушевление, вдохновение, у него есть энергия для дальнейших свершений. Третья функция — это повод для хорошего или плохого отношения к себе, поэтому она может стать и источником всевозможных неврозов и психосоматики. В таких случаях могут возникать болезни, в частности неврозы по механизму самооправдания. Одним словом, социальная палка о двух концах.
Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Как правило, такие шутки вызывают вегетососудистую реакцию, фрустрацию, стресс. Человек пытается по возможности упростить ситуацию, добиться максимальной ясности. Здесь не может быть никакого риска. Обычно ситуация проясняется путем упрощения: пусть “в минус”, зато ясно. Упрощение ситуации по третьей функции является психологической защитой, компенсирующей недостаточную способность различения объектов в этой сфере. Именно тут мы очень внимательны, именно здесь наблюдается повышенная тревожность. В этой сфере часто возникают конфликты, здесь также может проявляться капризность, поскольку по третьей функции человек нуждается в нестесненном положении и гарантиях психологической безопасности. Воздействие на эту функцию вызывает, как правило, неадекватное, по мнению окружающих, поведение.
Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Существуют два способа защиты: защита “в плюс” и защита “в минус”. Человек может говорить: “Я абсолютно здоров” или наоборот: “Я такой больной, что вообще не понимаю, как еще стою, хотя давно должен бы лежать”. Если на третьей функции внешние отношения, то защита “в минус” может быть такой: “Да, я плохой, я даже хуже, чем вы все вместе обо мне думаете”. Тут, по крайней мере, ясность: “Я самый плохой”. Или, наоборот, защита “в плюс”, когда человек в принципе не выносит никаких обострений и любые отношения старается выяснить: “Ты меня любишь?” или “Я тебя не обидел? Я не хотел тебя обидеть. Давай все-таки выясним. Я хороший человек, меня любить надо”. Мы тратим очень много энергии на защиту этих болезненных для личности мест. Если здесь логика объективного мира, то я должен точно знать — это моя территория или нет, это мой участок работы или нет, т. е. знать определенно, где находится граница социальной структуры.
Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума. Постоянная отрицательная самооценка для личности невыносима. Человек старается всеми способами от этой оценки уйти. Интересно рассмотреть механизм возникновения неврозов именно с точки зрения защиты третьей функции, когда происходит “уход в болезнь” по механизму самооправдания. Человек, уходя от подсознательной оценки “я плохой”, начинает так же подсознательно перед собой оправдываться: “Я такой не потому, что плохой, а потому что болею”. Блок самооценки работает при этом уже не в столь жестком режиме — включается “скидка” на болезнь, причем, для того чтобы эта “скидка” действовала постоянно, человек эту болезнь как бы придерживает. Анализ третьей функции хорошо помогает понять невротические механизмы ухода от проблем.
Чем больше мы защищаемся по третьей функции, тем более мы отграничены от мира и тем больше у нас всяческих причин для болезней. Любая защита ведет к разграничению, расщеплению мира. А любое его расщепление ведет к внутренним противоречиям и, в конце концов, приводит к дезадаптации, одиночеству и болезням. Не всегда, конечно, до этого доходит, но такой механизм существует, и подобный сценарий можно наблюдать достаточно часто.
Если человек успешен в сфере своей третьей функции, он иногда этим слегка кокетничает, обращаясь к окружающим за поддержкой и оценкой, так как успешность — повод для хорошего отношения к себе. По третьей функции личности необходимо иметь отчетливое подтверждение того, что у нее “все в порядке”. “Мною действительно восхищаются, я действительно нужен людям” (Дон Кихот и Жуков). “Это действительно моя территория, и мои солдаты мне преданы” (Наполеон). “Я действительно все правильно понимаю, и это согласуется с мнением авторитетов” (Дюма). Если вдруг что-то не так, то предпринимаются попытки, чтобы внести определенность и ясность в ситуацию. Для постороннего наблюдателя эти действия часто выглядят как избыточные, не отвечающие ситуации. Неопределенность, неясность по третьей функции субъективно переживается как потеря энергии, вот почему эта сфера занимает значительный объем внимания личности и становится излюбленной темой для обсуждений. Если бы только человек осознавал, сколько времени своей жизни он тратит на обеспечение психологического комфорта по третьей функции!
Объектная этика
Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей.
Решить проблемы можно, разобравшись с внешними отношениями. Бальзак постоянно проверяет: любят ли меня, достойны ли моей любви? Для других типов эта сверка иногда выглядит как выяснение отношений, хотя в действительности они ожидают не объяснения, а демонстрации. "Если возникает проблема с моим отношением к человеку, сначала надо разбираться с его отношением ко мне". При этом Бальзак, как уже было сказано, постарается физически отдалиться от объекта, выстроить простые внешние отношения.
Объектная сенсорика
Это форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж.
"Делайте со мной что-нибудь". Бальзак легко принимает тот образ, который хотят увидеть окружающие. Иногда он прямо растворяется в очередном образе, а при частой смене образов возникает эффект потери себя.
Люди этого типа с трудом сопротивляются: когда им навязывают какое-то дело, они почти беззащитны. Случается, что вдруг, совершенно неожиданно для себя, Бальзак оказывается вовлеченным в какие-то действия. Часто, для того чтобы что-то сделать, он нуждается во внешнем импульсе. И, с другой стороны, не имеет возможности сопротивляться этому импульсу. Приехала женщина и сказала: "Я буду с тобой жить". — "Ну, живи".
Для Бальзака сопротивляться еще сложнее, чем для Есенина. Есенин, по крайней мере, обращает внимание на эстетику ситуации, Бальзак и этого не успевает. Охохо))) Скорее, восприятие таково - о, новое приключение, ммм.)))) И да - сделайте со мной что-нибудь х) Возможно, зная за собой такую особенность, женщины этого типа всегда производят впечатление холодных, отстраненных, недоступных. Так они подсознательно устанавливают максимальную дистанцию.
Эта функция суггестивная. По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Существует расхожее мнение (об этом часто говорят на публичных сеансах гипноза), что 7–10 % людей гипнабельны, подвержены суггестии, а остальные — нет. Я полагаю, что это не так. Каждый человек имеет какой-то тип и уже в силу этого подвержен суггестии. Просто способы введения в транс, которые обычно используются на публичных сеансах, действительно оказывают серьезное влияние лишь на один, максимум два типа из шестнадцати, остальные при этом выглядят невосприимчивыми.
Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. В практике суггестии и гипноза существует такое понятие, как раппорт — связь между гипнотизером и тем, на кого оказывают воздействие. Такой раппорт с внешним миром как бы уже изначально существует для каждого типа, он заранее встроен — “вшит в оболочку”, если говорить языком компьютерной аналогии. Это и есть четвертая функция. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически.
Место, по которому человек внушаем, есть у каждого типа, а значит, оно есть у каждого из нас. И я полагаю, что было бы неплохо, если бы люди, которые, условно говоря, занимаются собой, знали эту особенность своего типа. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.
Хорошее знакомство со своей четвертой функцией очень важно с точки зрения повышения уровня самосознания. Как правило, в этой области люди мнительны. И здесь иногда происходят странные вещи. Например, болен я или здоров, знают и должны мне сказать другие люди. Люблю я кого-то или не люблю — знают другие. В этой сфере нет критики. Воздействие происходит, минуя сознание, как правило, человек его просто не замечает. Отслеживает он воздействие лишь потом, когда фиксирует новое состояние, в котором оказался. А чаще даже и не фиксирует. Однако, когда он уже знает данное свойство своей личности, у него появляется возможность заметить воздействие гораздо раньше. А как только он начинает что-то замечать, это перестает быть неосознанным, и дальше весь процесс проходит перед его глазами, он проходит в сознании. И тогда человек может управлять ситуацией, пропускать данное воздействие или не пропускать. С этим очень интересно работать: посмотреть, где я открыт, где мнителен, где незащищен. Для начала можно просто понаблюдать, как это происходит, какие автоматизмы включаются при тех или иных внешних воздействиях.
Сам человек слабо разбирается в том, что относится к сфере четвертой функции, и своими действиями как бы создает ситуацию, в которой осуществляется “программирование”. Часто такое поведение выглядит как коллекционирование стратегий, оценок, приемов распознавания. И в этой же сфере возможно появление тревожности, мнительности. Даже грубая лесть и явная дезинформация имеет высокие шансы “пройти” без критики.
Велика роль уже сформированных стереотипов. Если набор стереотипов и принятых программ достаточно обширен, человек выглядит весьма эффективным в соответствующей области. Однако, в отличие от ситуации со второй функцией, эта эффективность является дискретной — при столкновении с непривычными, нестандартными условиями он может вдруг всю свою эффективность потерять.
Тематика четвертой функции используется в качестве критерия оценки места. Например: “Меня любят, значит, место хорошее” (Максим). Здесь находятся мотивы “хочу”: “Хочу, чтобы меня любили”.
Третья и четвертая функции сильно влияют на выбор социальной ниши. Мы, как правило, выбираем такие социальные ниши, где эти функции будут тем или иным образом защищены. И делается это совершенно неосознанно, инстинктивно.
Зачем знать четвертую функцию своего типа? Чем лучше мы будем знать зону, через которую происходит программирование, тем менее мы будем подвержены внешним воздействиям. Любой человек независимо от типа с этим сталкивается.
Субъектная сенсорика
Мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно — не приятно.
Зона страха — мои ощущения, мое самочувствие, мое здоровье. Попробуйте начать разговаривать с Бальзаком о его здоровье немножко более подробно, чем принято или чем ему хотелось бы. О ком-то другом рассказать — это еще можно. Но о себе лично... А уж для того чтобы заниматься своим здоровьем, вообще нужны отдельные усилия! Зачастую его приходится заставлять лечиться. Это нелегкий момент. По моим наблюдениям, люди этого типа даже навещают кого-то в больнице очень неохотно. Само посещение лечебного учреждения, даже если это к его здоровью не имеет никакого отношения, все равно неприятно. А вот для некоторых, наоборот, больница — дом родной.
Бальзак боится чем-нибудь заразиться. Он может мыть руки двадцать раз в день, а то и больше. Как-то ехали мы с одним знакомым в метро. Стоим на эскалаторе, я взялся за поручень, а он с ужасом: "Как ты можешь держаться за эти поручни? Здесь же столько народу, все их трогают…" Мне это и в голову не приходило, а он, оказывается, придает этому большое значение. Надо сказать, что у каждого типа свои психопатии, т. е. пограничные состояния, когда человек оказывается в ситуации дезадаптации. У Бальзака, например, представления о своем здоровье совершенно мистические. Иногда у людей этого типа действительно происходит с организмом что-то такое, чего никогда ни у кого не бывает и что даже науке не известно. Порой и диагноз поставить невозможно: внезапно повышается температура и так же неожиданно понижается, а никаких других симптомов нет. Или давление вдруг поднимается и падает, а что случилось — непонятно.
Бальзак, описание по функциям.
Субъектная интуиция
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Целостность внутренней ситуации — принцип существования этого типа ИМ. Если для Гамлета это творческая функция, он может входить в образ и выходить из него, то Бальзак может становиться кем-то, превращаться. Теряя себя, он остается самим собой.
читать дальше
Целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени. Оценка событий, действий людей, мораль.
Целостность внутренней ситуации — принцип существования этого типа ИМ. Если для Гамлета это творческая функция, он может входить в образ и выходить из него, то Бальзак может становиться кем-то, превращаться. Теряя себя, он остается самим собой.
читать дальше